«Нет ноги? Не проблема – будет танцевать! Слепой? Конечно, научим», - уверенности чемпиона можно только позавидовать.
В конце июня в Тюмень съехались почти полторы тысячи молодых и социально-активных ребят со всего Уральского региона. В течение двух смен они проходили обучение на 12 различных площадках, встречались с экспертами, защищали проекты и боролись за гранты, а в свободное время весело отрывались под хиты приглашенных звезд.
Все это – форум «УТРО-2015», одним из героев которого стал Виктор Погорелов, победитель Кубка мира по танцам на колясках, девятикратный (!) чемпион России, серебряный призер Чемпионата Европы и так далее, и тому подобное, в общем, гордость Тюмени. Все свои титулы Палыч, как его зовут друзья, завоевал, будучи здоровым и выступая в паре с девушками-колясочницами. 24 апреля 2014-го судьба выкинула неожиданный фортель – с чемпионом произошла трагедия, буквально перевернувшая его жизнь и запустившая попытку номер два.
Он выжил, когда все вокруг говорили, что это невозможно, он встал на ноги вопреки прогнозам врачей, он выиграл грантовый конкурс, хотя его соперниками были сотни здоровых участников. В последний день форума «утренний» герой раскрыл, как обманул судьбу и вошел в число двух процентов.
- Виктор, привет. Расскажи немного о себе. Как ты начал танцевать?
Сейчас мне тридцать, танцую с пяти. Итого: 25 лет стажа. Думаю, не предел. В секцию привела мама – именно благодаря ей все и началось. После школы был Институт культуры – там мою «танцевальную привязанность» подтвердили дипломом. Так что вот уже семь лет я – профессиональный тренер. В общем, все стандартно.
- Стандартно? А как же та история, после которой тебя назвали «тюменским чудом»?
Если честно, не очень хочется вспоминать. Я уже отпустил ситуацию, виновных предпочитаю не искать.
- Извини, но все-таки что с тобой произошло?
Весной 2014-го меня пригласили в качестве судьи на городской чемпионат по спортивным танцам в Набережные Челны. Пожалуй, это единственное, что я знаю точно. Дальше – девять месяцев кошмара. Ребята, с которыми я был на соревнованиях, говорят, что я упал и ударился головой, но этому я не верю. Факты таковы: я впал в кому, татарстанские врачи провели первую операцию по трепанации черепа, после этого меня привезли в Тюмени, где состоялись еще несколько операций. К сожалению, ни они, ни курс реабилитации в санатории «Тараскуль» не принесли серьезного результата – я по-прежнему не говорил и не двигался.
- Правда ли, что выживаемость при таких травмах составляет всего два процента?
Это так. Врачи и некоторые чиновники прямо сказали: наймите сиделку, овощ не встанет. Войти в число «счастливчиков» и вернуться к жизни помогли родные и друзья. После возвращения я узнал, что деньги на мое лечение в Израиле собирал весь город и даже область. Нужно было что-то около двух миллионов рублей. Откликнулись знакомые, совершенно посторонние люди и, конечно же, мои ученики: и дети, и ребята, с которыми мы занимаемся танцами на колясках. Танцоры и артисты провели несколько благотворительных концертов, причем выступали все от мала до велика: начинали дошколята, а заканчивали ветераны с баяном.
- Усилия израильских врачей увенчались успехом?
Да, покопались в голове и провели серьезную реабилитацию. В себя я пришел во время обратного рейса, и сразу же увидел самые родные глаза – мамины. Ей, а еще двум друзьям – Ане Каплан и Саше Скобелеву – я благодарен больше всего. Первые шаги – почему-то в магазин, дома хлеба не было.
- Поверил в чудеса? Что-то в твоей жизни после «происшествия» изменилось?
Пожалуй, поверил. Как говорит моя многолетняя партнерша по спортивным танцам на колясках Марина Котманова, поработал не только мой персональный ангел-хранитель – на чудо пришлось «скинуться» еще и ангелам всех неравнодушных.
Изменилось многое: стал больше беречь себя, раньше так жизнь не ценил, а еще начал понимать инвалидов, в том числе и тех, с которыми вместе работаем. Сегодня Марина похвалила: я лучше чувствую ее на паркете. Так что во всем есть плюсы – надо только уметь искать.
- Помнишь свет в конце тоннеля?
Нет, ничего такого не было. Мамины глаза намного лучше, верно?
- Не поспоришь. 24 апреля 2014-го с тобой произошла трагедия, а уже через девять месяцев ты вернулся к тренировкам. Еще через пять принял участие в молодежном форуме «УТРО». Второе чудо?
Ну, не могу сказать, что это нечто сверхъестественное. Но было круто! Участие в форуме для меня абсолютный экспромт – на подготовку было всего несколько дней. Я был на площадке «Урал здоровый», и все занятия мне понравились. А еще я почувствовал, что должен развивать свое направление – танцы на колясках – не только в Тюмени, но и в других городах области, где этого пока нет. Грантовый конкурс форума – отличная возможность для этого.
- А в чем суть твоего проекта? Что ты хочешь сделать при помощи выигранных средств?
Наша команда собирается вовлечь в параданс максимальное число людей с инвалидностью, научить их летать по паркету, получать от движения удовольствие.
В небольших городах Тюменской области – Ишим, Ялуторовск, Завдоуковск – появятся отделения нашей школы. Предварительные договоренности с властями уже есть, а в августе поеду проводить первые мастер-классы, искать потенциальных чемпионов мира.
- А что, разве не все могут подойти?
Мы никому не отказываем и отказывать на собираемся, танцевать могут абсолютно все. Правда, кому-то может быть непросто, например, тотально слепым.
- Слепым? Но ведь танцы на колясках – это когда в паре один колясочник и один абсолютно здоровый человек. Или я ошибаюсь?
В этом-то и заключается особенность нашего проекта. Для получения спортивных результатов, естественно, будут составляться классические пары по формату «колясочник+здоровый» - для других попросту не проводится соревнований.
Однако остальным ребятам с ограниченными физическими возможностями расстраиваться не надо – танцевать будут все: слабовидящие и слабослышащие, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата и ампутанты. Причем мы хотим создавать смешанные пары. Например, слепой намного лучше чувствует ритм, а колясочник поможет партнеру, так сказать, глазами.
Кто знает, может быть, когда-нибудь будут проводиться и такие Кубки мира? Здорово, если Тюменская область станет первой в стране и даже на планете. Кроме того, мы планирует ставить целые номера, шоу для различных городских и региональных мероприятий.
- Впечатляет! А полученных денег хватит?
К сожалению, нет. Ста тысяч рублей маловато, на год нужно как минимум пятьсот – это коляски и костюмы для выступлений, работа тренеров и наставников, естественно, не оплачивается. Если будем выступать на российском и международном уровне, то потребуется уже 1,5 миллиона рублей – все очень дорого: дорога, проживание...
Уже сейчас начинаем работать со спонсорами и властями. Надеюсь, помогут. Еще есть надежда на различные форумы – такие же как «УТРО». Может быть, удастся получить новые гранты.
- Легко было защитить свой проект на форуме? Что, в конечном счете, сразило экспертов?
Грантовый конкурс проходил в виде конвейера: шесть экспертов по тому или иному направлению, каждого из которых надо было убедить «дать деньги» всего за три минуты. И, честно признаюсь, так я волновался только во время финалов Кубка мира.
Но, видимо, сказалась спортивная закалка, умение собираться в нужный момент. Говорил четко, по делу – в итоге удалось набрать 59 баллов из 60 возможных и стать третьим из 359 проектов. Не обошлось и без секретного оружия – это диплом сочинской Паралимпиады с подписью Президента России Владимира Путина.
- Да, это железный аргумент. Не понимаю только, зачем инвалидам танцевать. Им бы в санатории...
Поверь моему опыту, ни один санаторий с танцами не сравнится. Вследствие физических упражнений укрепляются мышцы, проходит боль. Это понятно. Но вот эмоциональный заряд – это нечто. У человека начинают гореть глаза, с каждой новой тренировкой, с каждым удавшимся элементом жизнь наполняется позитивом, смыслом. Наших ребят язык не поворачивается назвать инвалидами.
Некоторые объясняют такой эффект гормонами радости, которые вырабатываются во время занятий, но я думаю, все намного сложнее. Это психология – человек создан для движения, инвалидность нарушает этот естественный порядок, а мы восстанавливаем.
- Кстати, о психологии. Нелегко, наверное, с инвалидами? Часто подопечным тренера Виктора Павловича приходится плакать?
Никогда! О чем ты говоришь. Зря я, что ли, в Институте учился – понимаю, что к каждому нужен свой подход. В чем-то инвалиды похожи на других моих учеников – детей. Так же ранимы, так же нуждаются в поддержке и одобрении, так же порой капризны. Случается, что нужно повысить голос, но все понимают, что это заслуженно, и не обижаются. В общем, это все очень тонкие вопросы.
- Ну, с инвалидами все понятно – один сплошной, да еще и абсолютно бесплатный позитив, а тебе-то это зачем? Танцевал бы со здоровыми...
Тут, что называется, свой изюм. Ни один здоровый танцор не будет так благодарен своему тренеру или партнеру. Ребята с инвалидностью как-то иначе воспринимают этот мир. А теперь я вдобавок на себе знаю, что значит, возвращение к жизни, в том числе, при помощи танцев.
- Что будет после завершения проекта?
Проект завершен не будет, ему предстоит долгая и, уверен, успешная жизнь. В будущем будем создавать в регионе Федерацию танцев на колясках – такую, как действуют в Москве и Санкт-Петербурге – лидерах России по этому направлению.
Кстати, помимо Ишима, Заводоуковска и Ялуторовска параданс может прийти и в югорский город Нефтеюганск.
- А что ждет на личном фронте?
Свадьба)
- Спасибо, Виктор, за ответы.
- Пожалуйста. Кстати, а ты сам не хочешь научиться танцевать на колясках?
- Неожиданно. Если честно, то начал задумываться об этом. Когда у вас следующая тренировка?
P.S. Благодаря форуму у Виктора и его команды есть сто тысяч рублей, для старта проекта не хватает еще четыреста. Ребята будут рады любой помощи.
Погорелов Виктор Павлович: телефон 89129241194
Название организации: АНО «СКТ на колясках «ОЛИМП»
ИНН 7203274560
КПП 720301001
Наименование банка: Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России»
Расчетный счет 40703810667100000078
Корр. счет 30101810800000000651
БИК 047102651
Алексей Кузнецов